Набралось много вопросов Читателей о Китае, наших с ним отношениях, вообще по обстановке вокруг восточных рубежей. По каждой теме можно написать немало статей с прицепами, но предложу формат блица. Чтобы общая картина сложилась. Без долгих предисловий …
Не поддаться на провокации.
Китай не ожидал, что США так скоро им займется, начнет действовать столь агрессивно. Потому что обострение отношений означает взаимную финансово-экономическую катастрофу, огромные убытки предпринимателей обеих стран. Но администрация Байдена действует по принципу: сгорел сарай — гори и хата, сперва моя — потом и брата. На сегодня стратегическая конфигурация такова: Пекину противостоят несколько агрессивно настроенных к нему объединений. Первое — блок «индо-тихоокеанского объединения QUAD» (США, Индия, Австралия и Япония), военно-политическая угроза. Как сказал глава МИД КНР: прообраз азиатского НАТО.
Более серьёзная опасность – создание под эгидой США, Британии и Австралии еще одного военного блока под названием AUKUS. Свежеиспеченный агрессор уже интегрирует туда Канаду и Новую Зеландию, старательно окучивает Японию, Южную Корею, Индию. Никто не скрывает, объединение создано для контроля торговых путей Юго-Восточной Азии и под военное противостояние, если Китай решится атаковать Тайвань. Так же рассматривается вопрос о полицейских функциях AUKUS, если в странах региона начнут вспыхивать протесты на фоне ожидаемого глобального кризиса.
Если совсем упрощенно, Китай стремятся «выпилить» из региона различными военными блоками, как будто Поднебесной не существует. Задачи понятны: в случае обострения – обложить, словно медведя в берлоге, только на морских просторах. Причем, Тайвань – всего лишь одна болевая точка, есть немало других. Но мятежный остров на сегодня самый удобный способ спровоцировать Пекин на первый выстрел, чтобы весь регион буквально взорвался. Китайцы старательно выворачиваются из расставленных сетей, не желают обострять ситуацию с Тайванем, пока не готовы к войне морально и технически.
Другая болезненная точка для Пекина расположена на необитаемых островах Сенкаку (по японской картографии) или Дяоюйдао (по китайской картографии), они находятся в южной части Восточно-Китайского моря. Здесь столкнулись лбами китайцы и японцы, а еще Филиппины подогревают варево, начав очень агрессивную риторику. В этой конфигурации Вашингтон кружит ястребом и молится на какой-нибудь инцидент с участием КНР. Ситуация такова, что любая стычка Китая с микроскопическим региональным игроком приведет в действие военно-политические союзы с Америкой. Кюйт-камера с открытым люком.
Никаких резких движений Си Цзиньпин до осени не сможет предпринять, идёт напряженная подготовка к съезду партии, который будет непростым: необходимо отвечать на множество вопросов и вызовов, искать решения для отражения угроз. Как жить в режиме обострения с американцами, почему вокруг Китая сгустилось облако агрессии, как быть с провалом концепции «один пояс – один путь», в которую вложено огромное количество усилий и денег. Почему нейтральные страны Восточной Европы закрывают свои рынки для китайских товаров. Вопросов много и на каждый Кормчему Си придется отвечать, сохраняя единство нации.
Мифы о расколе.
Популярна точка зрения: в коммунистической партии Китая существует некое брожение, различные группировки раскачивают лодку, тянут на себя одеяло. Ложь и профанация, это западная пропаганда, которую старательно повторяют у нас всякие кочующие по телевизорам «эксперты». Китайские правящие элиты устроены иначе, там действительно существует дискуссия. Но только до того момента, пока не принято решение. А любая попытка саботажа рассматривается государственной изменой.
Так вот, сегодня, в рамках подготовки к Съезду, действительно идет активное обсуждение: Китай должен пойти на обострение с США и быть готовым к затяжной санкционной и торговой войне, заключать с Россией военно-стратегический союз и ударяться во все тяжкие. Вторая точка зрения (преобладающая) – постараться выкрутиться и отсрочить прямой конфликт с американцами до момента просветления их ума, совместной с китайцами борьбы с глобальным экономическим кризисом.
Китай уходит из России.
Многие провокаторы с язвительной ехидцей говорят: китайские компании, одна за одной, покидают российский рынок, импорт сократился на 30% за последний месяц. Очень хорошо, а кто-то посчитал, сколько товаров из Поднебесной устремилось к нам по «параллельным схемам», через тот же Казахстан?
А количество мобильных телефонов и прочей бытовой техники только растет на полках российских магазинов. Думаете, это частная инициатива бизнесменов и посредников? Нет, у официального Пекина такие «шалости» с санкциями – на уровне государственной политики.
Сотни предприятий так называемого среднего бизнеса из Поднебесной, никак не связанных с международными торговыми отношениями вскоре наводнят еще большим количеством продукции российский рынок. Это уже происходит, оборот в абсолютных цифрах и «штуках» вырос на 47%. На фоне растущих объемов закупаемых в России энергоресурсов. И что важно, Пекин открыл для Москвы некоторые свои рынки, куда раньше даже близко не допускал: продовольственный и нефтехимии.
Главная проблема нашего бизнеса – полное непонимание восточных правил поведения в торговле и заключении договоров. Которые китайцы всегда рассматривают исключительно с точки зрения долгосрочности, так работает их проектируемая и предсказуемая экономическая модель. Невозможно получить что-то необходимое сразу, даже за большие деньги. Сделке должны предшествовать долгие переговоры в правильном тоне.
Точно так ведет себя Пекин на официальном уровне: Китай не будет решать ваши проблемы, но не станет мешать, если сами их решите. Не знаете как, — консультируйтесь, спрашивайте, говорите, предлагайте. Но не ждите, что добренький дядюшка По придет к вам с ведром шестерёнок и начнёт собирать швейцарские часы. Только потому, что ему должно быть выгодно. Нет, китайцы работают иначе. Они готовы делать что-то вместе, но прибыль в свою пользу получать чуть больше, чем партнёр.
В этом весь Китай, который начал ненавидеть Запад. Такое коллективное чувство сегодня превалирует в обществе и медиа-пространстве. Китайцы долго крепились, терпели, молчали и осторожно отбивались от нападок американцев. Но после начала Спецоперации Z, яростных требований Вашингтона «прекратить сотрудничество с Путиным» … прорвало. Читая китайскую прессу, не понимаешь, кто именно борется с коллективным Западом, мы или Пекин. Такое анти-колониальное движение развёрнуто, во времена товарища Ленина полегче выражались, честное слово.
Неизбежное сближение наших стран состоится, оно будет медленным, со многими обострениями, пока не научимся друг друга понимать. Запад совершает огромную ошибку, в столь барской манере колонизаторов разговаривая с КНР, бередя единственную незажившую национальную рану. Китайцы помнят позор унижения, «опиумные войны», а сегодняшние нападки (после многих лет плодотворного сотрудничества) расценивают страшным оскорблением, неспровоцированной агрессией.
Теперь Запад узнаёт «плохой Китай». Пока в информационной и дипломатической сфере. А если съезд Компартии КНР включит в свою внешнеполитическую доктрину антиколониальные мотивы поведения – мало никому не покажется. Представитель Пекина в ООН, исключительно в западной манере, для западного же потребителя, ежедневно размещает у себя в Твитере зубастые картинки, топчется по НАТО и США с небывалым ранее остервенением и злым юмором. Американцы с удовольствием лайкают, многое переводят в мемы.
Тайвань.
Бедный остров жалко. Причем, в Китае о его судьбе сетуют искренне, говорят с большим сожалением о занятой Тайбеем деструктивной, проамериканской лакейской политике. Большинство изданий КНР (во всяком случае англоязычные, которые читал) пытаются рассуждать прагматически, уговаривают островитян: успокойтесь, хватит уже, никто ваши пляжи не хочет штурмовать. Есть же план постепенного объединения, растянутый на десятилетия, давайте по нему идти без гвалта, истерик.
Приводятся железные аргументы: эскалация закончится торговой блокадой Тайваня, заморозкой активов, остров возьмут в осаду. Приводят в пример Грузию, Украину, Афганистан. С разъяснением нюансов политики американцев, которые умеют лишь провоцировать, втягивать других в бойню, а потом предавать. На цифрах показывают: время мирового гегемона истекло, совместно Китай и Тайвань способны сделать рывок в технологиях и промышленности, выдержать удар грядущего кризиса.
Что нужно Китаю.
Рынки. Только рынки и ничего больше. И политические режимы, которые принимают суверенные самостоятельные решения или подчиняются мягкому диктату Пекина. В китайской прессе спокойно рассуждают: нас поймали в ловушку, держат за причинное место вовлеченностью в американский торговый оборот. Что до 2025 года не получится дожить спокойно, ведь именно тогда должен начаться «технологический разворот» страны, постепенный вывод финансовых активов из США и Евросоюза, с увеличением капитализации реальных производств.
В этом плане интересны рассуждения о России, внутри-китайская дискуссия очень любопытна, немного обидна для нас. Махровые националисты совсем не слышны, не встречаются больше статьи о «китайской Сибири» или Дальнем Востоке. Все говорят: нам интересна сильная и богатая Россия. Потому что … это рынок, который придется вскоре осваивать, раз с американцами дела пошли хуже некуда. Китайцы недовольны: россияне не столь богаты, чтобы потреблять больше и больше товаров.
Мало того, русские лишили Пекин украинского рынка и вложенных туда инвестиций. Мало кому известно, но почти все пашни Днепропетровской области принадлежат госкорпорациям КНР, там строили предприятия переработки китайские стройбаты. Мариупольский порт частично принадлежит инвесторам Поднебесной, немало флагманских предприятий «незалежной» имеют крупных акционеров из КНР.
Потребители, их количество, толщина кошелька. Больше ничего китайцев не интересует. В любой стране мира. И они чувствуют: под большим вопросом оказался Евросоюз, который скатывается в рецессию, бюргеры начали меньше тратить, а скоро осень и зима, товарооборот с Китаем начнет падать гарантированно. Круг замкнулся, циничные торгаши расстроены. Но виновниками Россию не считают, цели и задачи нашего противостояния Западу горячо поддерживают. Но сетуют .. ох, этот небогатый русский, 30 лет дурью маялся, коррупцию плодил!
Официальная же пресса КНР вещает: с Россией нужно пробовать новый формат сотрудничества, хватит просто перекидывать товары через границу, пора устраивать совместные проекты. Регион за регионом, город за городом. Но вот незадача, русские не чешутся, не приезжают, не договариваются, не собираются понимать «экономику распределения обязанностей» Поднебесной. Так что, когда наши диванные эксперты рассуждают о «предательстве» Китая, то совершают системную ошибку. Не они к нам должны ходить с предложениями, а мы обязаны постараться понять тот изощрённый восточный менталитет торговцев.
Выводы.
Интересно это дело, погружаться в информационный мир Азии. Даже на английском языке, без тонкостей перевода, понимаешь: ни (пардон, дамы) хрена мы не знаем наших соседей. Там мало идеологии, черно-белых миров, все рассуждения замыкаются на выгоду и долгие перспективные договоренности. Придётся не год и не два учиться разговаривать с нациями, которые сделали себя за долгие тысячелетия именно торговлей. Что Китай, что Индия или Иран с Кореей.
Придется учить уроки, которые без стеснения печатают в публичной прессе: дорогие русские, большими делами должны заниматься большие дяди, государственные корпорации в ключевых отраслях. Нефть, газ, природные ископаемые, сталь, оружие, космос, наука, высокие технологии и глубокая переработка. У нас (Поднебесной) всё есть для сотрудничества на этих этажах ответственности, а у вас государевых — на пальцах счесть. Создавайте и приходите, каждый сверчок должен знать свой шесток.
На более низком уровне живут десятки тысяч «средних предприятий» (в Китае таковые имеют до 10 тысяч работников, если что, а «микро-предприятие» … какая-то сотня трудящихся), которые не попадут под санкции Запада, с ним не сотрудничают напрямую, передав права реализации посредникам, чью юрисдикцию днём с огнём не сыскать. Приходите, налаживайте контакты. Только договоры здесь заключаются на десятилетия вперёд, торговаться придется за каждый юань. Вот как устроен торговый и промышленный Китай.
Нам учиться и учиться.
Понимать.
Views: 11