• dogstars@annales.ru

Financial Times (Великобритания): миру грозит валютный хаос

Из-за санкций против России страны ищут другие способы совершения операций с деньгами в обход американского доллара, пишет FT. Пока он все еще остается доминирующей валютой, но в будущем конкуренцию ему может составить китайский юань.

Китайский юань способен бросить вызов американскому доллару, но заменить его он не в состоянии.
В конце января валютные резервы России составляли 469 миллиардов долларов. Эти запасы были созданы благодаря предусмотрительности руководства, которой его научил дефолт 1998 года. Владимир Путин надеялся, что эти резервы станут гарантией финансовой независимости России. Но когда началась военная спецоперация на Украине, он понял, что более половины из этих резервов заморожено. Такой шаг важен не только для России. Целенаправленная демонетизация самых глобализованных валют мира имеет серьезные последствия.

Деньги являются общественным благом. Глобальные деньги – те, которыми люди пользуются при проведении трансграничных операций и при принятии инвестиционных решений – являются глобальным общественным благом. Но это общественное благо предоставляют государства. Так было даже при старой системе с ее золотым обменным стандартом. А при нынешней системе не обеспеченных золотом денег (их печатает государство), которая существует с 1971 года, это совершенно очевидно. В третьем квартале 2021 года 59% всех валютных резервов в мире было деноминировано в долларах, 20% – в евро, 6% – в иенах, а еще 5% – в фунтах стерлингов. Китайский юань составлял менее 3% мировых резервов. Сегодня мировую валюту создают США и их союзники, в том числе маленькие.

Это не результат какого-то сговора. Пользу приносят деньги открытых экономик с ликвидными финансовыми рынками, денежно-кредитной стабильностью и властью закона. Но когда эти валюты и управляющие ими финансовые системы превращаются в средство давления, это подрывает веру владельцев такой валюты, которые боятся стать объектом давления. Санкции против российского Центробанка стали шоком. Кто будет следующим, спрашивают страны. И что это может означать для нашего суверенитета?

Можно возразить против таких действий Запада, исходя из чисто экономических соображений. Когда валюта превращается в оружие, это вносит раскол в мировую экономику и делает ее менее эффективной. На это можно ответить так. Да, все верно, однако в мире, где существует мощная международная напряженность, это не имеет никакого значения. Да, это сила деглобализации, но многие на это скажут: «Ну и что?» Однако есть и более тревожное для западных политиков возражение. Состоит оно в том, что применение таких средств давления может им навредить. Ведь остальной мир сразу начнет искать другие способы совершения транзакций и сохранения ценности, действуя в обход валют и финансовых рынков США и их союзников. Разве не это пытается сделать Китай в данный момент?

Да, это. В принципе можно себе представить четыре замены сегодняшних глобализованных национальных валют. Это частные валюты (такие как биткойн), товарные деньги (например, золото), глобальная фиатная валюта (скажем, специальные права заимствования МВФ) или другая национальная валюта (самая очевидная – китайская). Первая замена немыслима. Рыночная стоимость всех криптовалют в настоящее время составляет два триллиона долларов, а это всего 16% мировых валютных резервов. Кроме того, проводить операции в криптовалюте чрезвычайно сложно. Золото может быть резервным активом, но осуществлять транзакции в золоте безнадежно. Нет также никаких шансов договориться о мировой валюте, обладающей достаточным весом для замены резервов, не говоря уже о совершении глобальных операций.

Остается другая национальная валюта. Грэм Аллисон (Graham Allison) из Гарварда и его коллеги недавно написали замечательную статью «Большое экономическое соперничество» (The Great Economic Rivalry), в которой сделали вывод, что Китай уже является грозным соперником США, равным им по силам. История свидетельствует, что валюта такой экономики, как китайская, с ее объемами, степенью интеграции и развитости должна стать мировой.

Но пока этого не случилось. Дело в том, что финансовая система Китая недоразвита, его валюта не полностью конвертируемая, а в стране отсутствует верховенство права. Китай не может обеспечить то, что в пору своего расцвета делали фунт и доллар. Обладатели доллара и других ведущих западных валют могут опасаться санкций, но они наверняка понимают, что может с ними сделать китайское правительство, если они вызовут его недовольство. Не менее важно и другое. Китайское государство знает, что валюте международного уровня нужны открытые финансовые рынки. Но это радикально ослабит его контроль над экономикой и обществом.

Отсутствие надежной альтернативы говорит о том, что доллар останется доминирующей мировой валютой. Но есть один аргумент, противоречащий такой беззаботной точке зрения. Он был изложен в любопытной брошюре Института Гувера под названием «Цифровые валюты» (Digital Currencies). В принципе, этот аргумент сводится к следующему. Национальная китайская система банковских переводов CIPS, являющаяся альтернативой SWIFT, и цифровая валюта Китая e-CNY могут стать господствующей платежной системой и ключевой валютой в торговле между Китаем и многими его партнерами. В перспективе e-CNY может также стать важной резервной валютой. Более того, утверждают авторы брошюры, китайское государство сможет получать подробные данные о транзакциях всех участников его системы. А это даст ему дополнительную власть и силу.

Сегодня подавляющее господство США и их союзников в сфере мировых финансов, ставшее результатом их совокупной экономической мощи и открытых финансовых рынков, позволяет валютам этих стран занимать доминирующие позиции. Сегодня нет достойной альтернативы большинству мировых валютно-кредитных функций. В настоящее время высокая инфляция гораздо опаснее для доверия к доллару, чем его применение в качестве средства давления на страны-изгои. Но в отдаленной перспективе Китай может создать золотую клетку, где его валютой смогут пользоваться ближайшие к нему страны. Однако тем, кто хочет торговать с западными странами, все равно понадобится западная валюта. Таким образом, могут появиться две монетарные системы: западная и китайская. Работать они будут по-разному, и вдвоем им будет некомфортно.

Как и во многих других отношениях, будущее обещает не новый мировой порядок с Китаем в центре, а еще больший беспорядок. Будущие историки могут увидеть в сегодняшних санкциях очередной шаг в этом направлении.

©Мартин Вульф (Martin Wolf)

Views: 1

No votes yet.
Please wait...
Поделиться в соцсетях

Добавить комментарий

Translate »