И все-таки — ради кого ВСУ израсходовали немало вертолётов, даже пробуют пробиться в осаждённый город гражданскими судами, причем безнадёжнее судьба «мариупольского котла», тем отчаяннее попытки эвакуировать… каких-то важных персон?
Что с этим Мариуполем дело нечисто, первыми заговорили ополченцы, спецназ ударного корпуса ДНР. Они вошли в город на острие удара, были окружены и заперты внутри городских кварталов. Пленные неонацисты рассказали: на предприятии «Азовсталь» находится штаб националистического полка «Азов*» (*запрещён в России как террористическая организация), в котором немало иностранцев. Кто такие, из каких стран, наёмники или инструкторы — никто толком не знал.
Как только город взяли в плотное «колечко» и перекрыли каждый метр степи, расчленили мариупольскую группировку на три части (центр города, мариупольский порт, промплощадка «Азовстали») — начались попытки эвакуации неизвестных лиц. К окружённым зачастили вертолёты, сначала маршрутом со стороны Азовского моря, а после неудачи — более рискованно и нагло — со стороны суши. В общей сложности было сбито шесть «коров», военно-транспортных «Ми-8» и один ударный «Ми-24».
Двум украинским членам экипажа одной из машин удалось выжить. Они-то и поведали, что командуют операцией по эвакуации первые чины «Азова*», они же формируют списки, кого требуется вывезти в первую очередь. Про иностранцев — молчок. Поняв, что воздухом эвакуацию не провести, следующую попытку прорваться к Мариуполю предпринял украинский сухогруз «Апачи» под мальтийским флагом. Был остановлен огнём наших пограничных кораблей РФ. Загорелся и лёг в дрейф.
С военной точки зрения странное поведение. Зеленский и украинский Генштаб заинтересованы в спасении каких-то там командиров «Азова*», тратят на них драгоценные вертолёты? Даже несмешно такое предположить. Значит, гусей поважнее там приземлили наши спецназы и корпус ДНР, очень высокопоставленных иностранных военных советников. Не каких-то наёмников-отставников, а самых что ни на есть кадровых, с большими звёздами. Это стало очевидно после внезапной отставки шефа французской военной разведки генерала Эрика Видо.
А частые звонки Эммануэля Макрона президенту Путину с настойчивыми призывами организовать гуманитарные эвакуации боевиков с «Азовстали» силами «Красного Креста», других французских гуманитарных миссий насторожили ещё больше. Гарант тему явно заволокитил, гуманитарные коридоры открылись… но на выходе всех выходящих ждали четыре уровня проверки, детальное установление личности, принадлежность к подразделениям окружённых боевиков.
Это происходило на фоне полуофициальной информации из недр китайского национального Министерства обороны, которое регулярно подкармливает китайский телеканал CGTN всякими шпионскими «вкусняшками», серой разведывательной информацией, утечками и неофициальными комментариями. Оказалось, что в одном из упавших в Азовское море вертолётов находились кадровые сотрудники французской разведки DGSE, а тела двух офицеров уже якобы забрали русские. Информация была получена из данных радиоперехватов.
Эти данные сегодня тщательно анализируются нашими спецами. Уже не секрет, что внутри «Азовстали» засели очень многочисленные (до 300 человек) иностранные специалисты из Англии, Франции, Израиля, Турции, Польши. Это только верифицированные данные радио-переговоров на национальных языках. Совершенно точно опознаны так называемые «ичкерийцы», чеченские наёмники, сбежавшие в начале нулевых в Лондон. И сирийские туркоманы немалым числом.
Другим признаком, что в бункерах-бомбоубежищах ещё советских времен засели крайне любопытные персонажи, — стал отвод наших спецназов от почти захваченной проходной комбината, создание двух эшелонированных колец окружения. Хотя казалось, брать «Азовсталь» можно, не стесняясь в применении огневых средств, мирных жителей там практически нет. Да, воевать в промзонах и подземельях на порядки сложнее, чем в городе, — но наличие богатого арсенала со стороны атакующих позволяет продвигаться по лунному, опалённому пейзажу.
Украина (точнее кураторы из НАТО) ещё подкинула одну подсказку, что очень переживают за судьбы окружённых. Сорвали обмен пленными на днях, явно намереваясь провести это мероприятие после пленения или сдачи своих спецов. Захар Прилепин точнее высказался:
«Киев готовится к тому, что в Мариуполе возьмут в плен иностранцев, Киев держит в плену наших солдат и офицеров, и не отдаёт никого. Им нужно будет срочно менять советников, специалистов, наёмников из Европы. Они готовятся всерьёз торговаться».
Появилась информация другого рода, которой доверия пока маловато, но всё может быть. Якобы в огромных подземельях «Азовстали», на глубине до 30 метров спрятаны: секретный объект НАТО PIT-404 и секретная био-лаборатория с биологическим оружием. Что сначала Спецоперации Z оттуда не успели эвакуировать офицеров и персонал, числом в 240 человек, находящихся под охраной кадровых спецов французского Иностранного Легиона.
Очень может быть, пленные «азовцы» и морпехи ВСУ рассказывают странные вещи: уже 25 февраля на «Азовсталь» были заведены личные «гвардейцы» олигарха Рината Ахметова числом до 3000 человек. Сразу обособились, в боях на подступах почти не участвовали. Во время уличных боёв никак себя не проявляли, занимаясь укреплением позиций в промзоне, изредка прикрывая вылазки «Азова*».
Никого к себе не пускали. А пятого апреля появилась «сенсация», что якобы захвачен в плен спецназом ДНР ажно цельный американский генерал-лейтенант Роджер Клотье. Проверил, как мог, — брехня. Либо комбинация спецслужб России такого уровня, что фантазия иссякает…
Судьба «Азовстали»…
Самый крупный в Европе сталелитейный комбинат расположен на берегу Азовского моря, в устье реки Кальмиус. Сегодня полностью блокирован, часть территории на юго-востоке контролируется подразделениями ДНР. Но дальше бойцы не продвигаются, остановлены приказом, чего-то ждут. Либо сапёрные подразделения, либо некоего политического решения. Артиллерия неонацистов огрызается только единичными выстрелами, явно берегут боеприпасы для последнего и решительного.
Есть мнение, что разбомбить в щебень предприятие мешает принципиальная позиция главы ДНР Дениса Пушилина и сама концепция Спецоперации Z, — не уничтожать ключевые объекты гражданской инфраструктуры. Тем более «Азовсталь» даёт работу десяткам тысяч граждан Донбасса, это экономическое будущее всего региона. Да, предприятие оккупировано и захвачено, но бесцельно его размалывать в труху… слишком тяжёлое решение, даже бессмысленное.
Как будут брать? Предположу вот что — как и Мариуполь. Частями. Комбинат постараются подвергнуть минимальным разрушениям, хотя есть несколько тревожных новостей. Штурмовать его пехотой, даже при поддержке бронетехники — самоубийство, огромные потери. Трудность захвата заключена в разветвлённой сети подземных тоннелей протяжённостью в 25 километров, мощно укреплённых бомбоубежищах, способных выдержать атомный взрыв.
Так что же тревожит? Склонен верить информации некоторых Telegram-каналов, ранее в фейкомётстве не замеченных: ВКС России расконсервировали свободно падающие фугасные авиационные бомбы ФАБ-3000-М46. Жуткое оружие, которое способен нести сегодня только сверхзвуковой ракетоносец-бомбардировщик «Ту-22М3». Эти авиабомбы создавались для ударов по военно-промышленным объектам, плотинам, бункерам и подземным сооружениям.
По другим отрывочным сообщениям из рядов ударного корпуса ДНР, штурмовать пехотой огромный комбинат никто не собирается. А выявляются все ходы-выходы из подземелий, что крайне трудно без точнейшей технической документации. Даже она малопригодна, поскольку навертеть дырок с точки зрения плана обороны можно бесконечное количество. Есть подозрение, что подземную «Азовсталь» будут квадрат за квадратом «запечатывать». Заваливать главные технологические выходы на поверхность, выявлять второстепенные.
Поэтапно разминируя и очищая наземные сооружения. Ведя диалог с засевшими по норам иностранными гусями и командованием неонацистов. Пара-другая устрашающих демонстраций не помешает, простимулирует сговорчивость. Выжить в подземельях при наличии у России десятков способов устроить там настоящую преисподнюю, горячую и очень дымную — невозможно.
Мариуполь, как проблема…
Другой вопрос, активно продвигаемый «всепропальцами», — почему почти полтора месяца мы с городом возимся, зачем завязли в зачистках, несём потери. Вкратце объясню. Не взять Мариуполь — потерять стратегическую инициативу на огромном пространстве, создать угрозу для сухопутного коридора в Крым. Оставить в тылу наступления на Донбасс самую боеспособную и прекрасно оснащённую группировку киевского режима, элитные части ВСУ и, конечно же, … террористов «Азова*».
Город так удачно расположен, что полностью блокировать его с моря, воздуха и со стороны степи очень трудно, придётся снабжать группировку минимум в тридцать тысяч бойцов, отвлекать много боевой техники. Ещё не факт, что растянутое кольцо окружения не будет подвергаться тяжёлым контрударам изнутри Мариуполя. Проредить ресурсы обороняющихся почти невозможно: техника, казармы, склады боеприпасов и ГСМ укрыты на «Азовстали», либо в кварталах с десятками тысяч мирных жителей.
Брать Мариуполь необходимо было по экономическим соображениям, наряду с Одессой — это символ суверенитета Украины, её гордость, ключевой экспортный порт. Военно-политический и пропагандистский ущерб «незалежной» в случае падения города будет куда сильнее, нежели капитуляция Чернигова, Днепропетровска, даже Харькова.
И конечно же, Мариуполь — вопрос чести для Донецка, наши союзники заточены на освобождение собственной земли. Второй по численности город ДНР должен быть освобождён, взятые в заложники жители — спасены. Вот почему с такой яростью сражаются дончане.
Нас там ждали, были уверены в полном успехе комплексной обороны. Натовцы и Генштаб ВСУ избыточно насытили гарнизон Мариуполя своими лучшими частями, защищаться можно вдвое меньшим личным составом примерно столько же времени. Размеры Мариуполя, наличие такого защищённого опорного пункта, как «Азовсталь» и порт, удобная связность, многоэтажная застройка… подарок для оснащённых обороняющихся.
Если честно, думал о минимум… трёх месяцах тяжелейших боёв, город неплохо знаю, как и географию самого региона. Мнилось, Мариуполь станет Познанью времён Великой Отечественной. Где небольшой, но крайне мотивированный и дисциплинированный гарнизон прекрасно распорядился городской застройкой, старыми крепостными фортами, каждой улицей, сквером, промышленными площадками.
Заставил умыться кровью войска Чуйкова, родной дед по гроб жизни скрипел зубами, вспоминая те страшные круглосуточные бои в течение месяца. При этом довольно небрежно относился… к штурму Берлина. То есть, на примере Познани и столицы Третьего Рейха сработал главный фактор — «качество гарнизона». Огромный Берлин, в который не дали войти оборонявшей его на подступах 9-й армии вермахта и 56-му танковому корпусу, … пал буквально за две недели.
Хотя все сулило «второй Сталинград», многомесячные кровавые бои, даже Гитлер не покинул город. Но гениальный манёвр четырёх танковых советских армий отрезал кадровые части Рейха от столицы, его обороняли (в большинстве своём) кто ни попадя. Моряки, лётчики, пожарные, полицейские, тыловые части, разрозненные отряды СС и многочисленный фольксштурм, наспех вооружённый.
Для гигантского города просто не хватило защитников, именно стойких и прекрасно обученных, способных вести бой на близких дистанциях. Оборона распалась на «гнёзда», где наиболее упорно огрызалось здание, реже группа строений. Сплошным фронт был только в правительственном квартале. Все остальные районы Берлина наши войска проходили с минимальным сопротивлением, разрезая рыхлую оборону штурмовыми группами, созданными по бесценному опыту боев за Познань, окружая узлы сопротивления и расстреливая прямой наводкой.
Некоторые кварталы зачищали по три-четыре раза. А новая тактика с переодеванием «в гражданку», создание схронов с оружием, родственные семейные связи позволили «азовцам» доходить до самых окраин, уже давно освобождённых частями ДНР и нашими спецназами. Устраивать диверсии, вызывать артиллерийский и миномётный огонь, минировать улицы. Исчезать, чтобы проявиться в другом месте.
Развернувшееся сражение за Мариуполь, его сегодняшнее освобождение — это очередная героическая победа русского оружия. Неспроста получили звание «гвардейской» 155-я отдельная бригада морской пехоты Тихоокеанского Флота и 126-я отдельная бригада береговой обороны Черноморского. Крепко личное подозрение — именно они своим массовым героизмом решили несколько важных задач по расчленению организованной системы обороны «Азова*» на первом этапе боев. После чего наступил быстрый перелом, боевой и психологический.
Выводы.
Не готов сделать утвердительные, остановиться на каком-то одном сценарии по захвату «Азовстали». С одной стороны, современные типы вооружений позволяют ВС России «зачистить» предприятия от боевиков, которые находятся на поверхности, — дело пары дней. Если оно не заминировано целиком и полностью, конечно. «Азовсталь» не пострадает сильно, если на него обрушить объёмно-детонирующие авиабомбы.
Их великая разносортица существует, от самых маленьких — до 500, 1000, 1500 кг. Они пробивают крыши и разрушают лишь поверхности с большой площадью — стёкла и панели, оставляя нетронутыми каркасы зданий. А всё живое внутри уничтожается ударной волной. Вполне применимы авиабомбы с термобарической начинкой. Насколько это гуманно применительно к убийцам из «Азова*»… думается самое оно. А с подземельями можно работать не спеша, выковыривая ценных пленных.
Теплится большая надежда, предприятие и рядом стоящая инфраструктура (ещё не донца освобождённая от мирного населения) будут спасены, работать будут с «подземным сердцем». Не поразить его насмерть, а хирургическими методами извлечь на свет божий, чтобы для будущего Трибунала получить первую скамейку обвиняемых в самых страшных зверствах на Донбассе.
А если там найдутся кадровые офицеры НАТО и био-лаборатория… это будет совсем другой разговор. На очень высоком уровне с мечущимся в панике Макроном, нервничающим отчего-то последние дни Столтенбергом. Наверное, стоит потрудиться нашим парням и военным инженерам. Поговаривают в частях ДНР, что затапливать постепенно будут катакомбы, море-то рядышком.
Любопытно, что оттуда выплывет…
Views: 2