Ладно, хайп утих, пена спала. Вроде бы прошла рутинная деловая встреча без громких заявлений обеих сторон. Никаких грандиозных событий. Все считают себя обманутыми в ожиданиях, особенно на фоне весёлой и опасной истерики Запада, где, что ни день, то сенсация и откровение.
Пока Блинкен указывал, едва не тряся пробиркой с «химическим оружием», что дальнейшая «российская агрессия» против Украины неизбежна… флегматичный министр иностранных дел КНР Ван И… призвал США отреагировать должным образом на озабоченность России угрозами безопасности. Пункт №2 — не «не играть с огнём» по тайваньскому вопросу. А официальный Китай выступает:
«за решение украинского вопроса на основе Минских договорённостей с учётом рациональной озабоченности России в сфере безопасности. Которая должна быть воспринята всерьёз и урегулирована. А безопасность одного государства не может быть обеспечена за счёт нанесения ущерба другому и за счёт усиления военных альянсов».
Вона как…что-то знакомая мантра зазвучала.
Скучная риторика…
Итак, встреча двух лидеров (вместо запланированного одного) продолжалась три часа, несмотря на плотный график кормчего СИ, хозяина Олимпиады с обязательными протокольными встречами делегаций со всего мира. Были подписаны: одно совместное политическое заявление и 16 договоров и соглашений в различных сферах, от фитосанитарного контроля — до поставок нефтепродуктов.
Последнее интересно тем, что больше затрагивает транзитные схемы через Монголию и Казахстан. А эксперты из Южной Кореи хором заявили: Путин и товарищ Си «дожали» Улан-Батор и Астану, полностью включив их в геополитическое пространство Москва-Пекин. Но Тэнгри на них, более интересен другой документ — совместное политическое Заявление, названное в напрягшемся отчего-то Токио — «Пекинской Декларацией».
У европейцев и англосаксов оно не вызвало живого интереса, как и в России. Вроде бы набор демагогичных понятий, уважительных слов, неустойчивых, без всякой конкретики обязательств и норм. Это наша извечная ошибка «западного человека», не понимающего восточный менталитет и традиции. Корейцы и японцы знают цену «словам», поэтому занервничали. Поскольку Китай относится к политическим декларациям очень осторожно и весьма серьёзно.
Что там такого жуткого? Для нас — ничего. Но Россия подписывается под утверждением Китая: мир вступает в новую эпоху, когда нет возврата к прежним моделям взаимоотношений. А две великие державы, сумевшие сохранить суверенитет (РФ и КНР), должны определить будущие контуры глобального развития. Не для себя. А… общего. Для всей планеты.
За скучными формулировками и декларациями, типа многополярности, экономической глобализации, информатизации, культурного многообразия, трансформации системы глобального управления и миропорядка, взаимосвязанности государств, опасной тенденции перераспределения баланса мировых сил, запросов мирового сообщества на лидерство… хр-рр-ррр, а ещё нужно беречь панд и поливать фикусы.
Услужливые политологи из Токио перевели на человеческий этот набор терминов так: Путин и Си Цзиньпин объявили о создании доктрины «нового мирового порядка», бросили вызов прежнему мировому лидеру (в лице США) и «выражают готовность к соперничеству с ним». Что в восточной понятийной системе и переводе китайского иероглифа означает — «выйти и сражаться».
В тексте Декларации сказано, если хорошенько вытряхнуть марсианскую казуистику языка дипломатии: США и американские сателлиты, которые отнесены к «меньшинству на мировой арене», — не просто противники России и Китая, но… субъекты, «препятствующие развитию всего человечества».
«Право судить о том, является ли государство демократическим, есть только у его народа».
Смело. Как Байдену поменяют набор бодрящих лекарственных препаратов «отражения агрессии против Украины», его мозг станет способен воспринимать реальность более спокойно… есть небольшой шанс у советников сообщить грустную новость: господин президент, там США вычеркнуты из списка источника единственной демократии на планете. Москва и Пекин против создания:
«узко-форматных блоков и ситуативных альянсов, на самом деле представляющих собой пример попрания демократии и отступления от её духа и истинных ценностей».
Когда эксперты по китайской дипломатической казуистике подняли недавние официальные ноты МИД КНР… опешили: ещё в самом начале эскалации вокруг «агрессии России», Пекин перечислял «узко-форматные блоки». Такого определения удостоились «США и Британия», азиатское нарождающееся НАТО — блок AUKUS, а «ситуативным альянсом» была признана конфигурация: «Украина — Британия — Польша — Прибалтика». Кстати, МИД России такие цепочки никогда не выстраивал, а напрасно.
В конце «Пекинской Декларации» прозвучал призыв ко всем государствам в самое ближайшее время откликнуться и заявить о следовании принципам данного Заявления. Пока отозвалась лишь… Аргентина, президент Альберто Фернандес долго и восторженно приветствовал «судьбоносное для мира обращения Владимира Путина и Си Цзиньпина». В Декларацию полностью включена главная политическая формулировка Кремля последних недель:
«Ни одно государство не может и не должно обеспечивать свою безопасность в отрыве от безопасности всего мира и за счёт безопасности других государств».
Японцы перевели: Путин убедил кормчего Си ввязаться в свару о «принципе неделимой безопасности», которая отравила за полтора месяца переговоры России с США и НАТО. А Китай впервые сказал (уже без всяких оговорок), что придерживается российской трактовки, поддерживает Женевские требования Москвы.
Вишенкой на тортике стала фраза «о совместной борьбе против продвижения узко-форматных блоков и ситуативных союзов Запада». Как натовского движения на Восток, так и формирования англо-австрало-американского блока в Азии.
Наконец, прозвучало главное, о территориальном суверенитете высоких договаривающихся сторон. Токио и Сеул это поняли так: Китай поддерживает шаги России, направленные на сохранение территориальной целостности (включая Крым) и безопасности, а Россия поддерживает территориальную целостность Китая (включая Тайвань).
Хотя переводить нет нужды, это прозвучало в заявлениях глав МИД прямым текстом. Был в Декларации фрагмент, явно включенный последним:
«Россия и Китай выступают против действий внешних сил по подрыву безопасности и стабильности в общих сопредельных регионах, намерены противостоять вмешательству внешних сил, выступают против «цветных революций» и будут наращивать взаимодействие в вышеупомянутых областях».
Казахстанский Новый Год переосмыслен Китаем? Кажется, да. Теперь не будет заявлений «о невмешательстве во внутренние дела суверенной страны», Пекин и Москва заявляют о правилах поведения на своих «задних дворах», сфере прямых интересов в пограничье. Японцы истолковали так, читая с китайского: это не вызов, не угрозы, а готовность к силовым действиям. На всём протяжении сухопутной части Нового Шёлкового Пути.
Выводы…
Читать и понимать восточные иероглифы нужно учиться! Особенно нам, часто невнимательным и безалаберным. Особенно один абзац в Декларации:
«Стороны подтверждают, что российско-китайские межгосударственные отношения нового типа превосходят военно-политические союзы времён «холодной войны». Дружба между двумя государствами не имеет границ, в сотрудничестве нет запретных зон, она не подвержена влиянию изменчивой международной среды и ситуативных перемен в третьих странах».
Намедни на родном историческом форуме мы заклевали до полусмерти востоковедов, извлекли несколько переводов Декларации, все комментарии к нему, толкования экспертов и политолухов азиатских стран… Коллективным голосованием пришли к выводу: некие «обязательства России и Китая» превышают нынешние обязательства НАТО и Варшавского Договора. Вскоре будут озвучены, поскольку Декларация подразумевает минимум дюжину конкретных Договоров.
С марсианского языка восточной дипломатии, если традиционно читать иероглифы, понятно: будет заявлено о готовности полномасштабного участия (вплоть до силового) в отстаивании общих интересов. Эм-ммм… вне суверенных границ России и Китая, на минуточку. Во всех сферах — от коллективной безопасности, до совместной борьбы с терроризмом.
Если посмотреть на искрящие противостоянием две точки на глобусе (НАТО у наших западных границ и Тайвань с китайско-японским противостоянием из-за спорных остовов), становится понятно вот что. Россия хочет иметь спокойный «глубокий тыл» в лице Поднебесной. А Пекин — столь же спокойную зону без конфронтаций на постсоветском пространстве в Средней Азии и Казахстане.
Перераспределение обязанностей уже произошло, Китай сократил свои вооружённые силы в приграничье с Россией… аж на целый военный округ, коих раньше было три. Высвобождение неплохого ресурса для «игры нервов» в дальнейшей конфронтации Си Цзиньпина против США, которая вплотную подбирается к некой трагической точке.
Или запредельной мистификации, когда взаимный вооружённый блеф вокруг Тайваня закончится «вечным миром» и делёжкой контроля над морскими и торговыми потоками. Грядущее Заявление кормчего Си «глобального масштаба» должно чем-то напугать Пентагон и Белый Дом. В принципе, там уже гадают, с какой целью китайцы создали Министерство «по делам военных пенсионеров» и ввели два новых ордена исключительно военного времени — Красного Знамении и Красной Звезды (полная аналогия с советскими)
Если Поднебесная наметила сыграть ва-банк (что пока видится сомнительным), то будущее Заявление скорее коснётся обеспечения военными методами безопасности глобальных коммуникационных интересов Поднебесной. Может быть, особый договор по русской Арктике, которая станет для торговли Пекина «дорогой жизни» в случае возможной военной конфронтации с США. Без России Китай вряд ли «вывезет» глобальную морскую блокаду.
Главное, чтобы мы иероглифы правильно читать научились! Полноценный военный союз с Китаем крайне опасная штука, его придётся чем-то оплачивать. Сырьё гнать более ускоренными темпами, системы ПРО полностью перекраивать. Желательно от союзника получать оборудование и станки, «заводы под ключ» для импортозамещения, а не ширпотреб.
Ведь «готовый продукт» и «производство, процесс» одним иероглифом могут обозначаться…
Источник: Исторические наперстки
Views: 3