• dogstars@annales.ru

Операция «Спасение №2» или Эрдоган взбунтовался

Кажется, гегемон снова потерял берега. Один, так точно, под названием турецкий. На встрече с националистами из организации «Очаг идеалистов» в провинции Багджылар турецкий президент Реджеп Эрдогана сотворил сенсацию, от которой потряхивает местные СМИ уже третьи сутки. С чего вдруг, всего-то прокомментировал встречу своего главного оппонента на выборах Кылычдароглу с послом США в Анкаре Флейком:

«Мы должны преподать Америке урок на этих выборах. Байден говорит оттуда, но что делает его посол здесь? Он идет и навещает бай-Кемаля. Это позор. Думайте головой. Ты – посол. Твой собеседник здесь! С этого дня наши двери для него закрыты»

Ну, дверей у Реджепа Тайиповича много, все осведомлены. Есть арочные проемы, двустворчатые ворота, окна, форточки в конце концов. В которые турецкий султан с гибкостью юного домушника проникает, если ему что-то нужно. Но такая риторика против всемогущего мормона-республиканца Флейка, публично предавшего Трампа ещё перед первыми выборами и получившего в награду от Байдена синекуру в Анкаре – опасная вещь, сэр Джеффри Лейн Ф. обладает на родине репутацией «ниспровергателя титанов». А его назначение послом в Турцию в начале 2021-го года было понято всеми однозначно – Эрдогану не жить

Немного о тонкостях

Но Реджеп Тайипович – не Трамп и тем более не покойный сенатор Маккейн, которых Джеффри Флейк фактически разгромил в родном штате Аризона и вернул этот давний оплот Республиканский Партии под контроль демократов Байдена. Востока он совсем не понял за проведённые месяцы на туретчине, ему в Госдепе должны были объяснить: даже если у гегемона есть претензии к действующей власти, в период избирательной кампании сначала положено встретиться с хозяином азиатского или ближневосточного трона, а только потом – с оппозицией. Это азы восточной дипломатии, где власть сакральна.

Но кое-кто (сам или по указанию из Белого Дома) решил пойти ва-банк, показать всей Турции, на чьей стороне всемогущие янки. Прямой вызов, как и прямое вмешательство в турецкие выборы. И медвежья услуга выдвиженцу оппозиции, рейтинг оного за сутки просел на 5-7% по разным источникам, даже насквозь либеральный и светский турок не любит столь грубых заходов. Выборы для него – словно танец дервиша, завораживающий и точно выверенный танец, вихрь эмоций, неожиданных па, раскрытие тайн. Куда нам, сиволапым, неспособным найти простые скрытые смыслы в речи Наитемнейшего (шутка).

Так вот, встреча с послом Флейком дорого обошлась кандидату в президенты Кылычдароглу, его оппонент Реджеп Тайипович на следующий день приготовил вторую бомбу, опубликовав давно заготовленную фотографию. Где главный соперник Эрдогана на коллективном фото стоит в ботинках на молитвенном коврике! Скандал величайший, в некоторых мусульманских странах за такое полагаются камни, палки, уголовный срок. Но Турция страна светская, оппозиционеру лишь пригрозили административным «оскорблением чувств верующих», Кылычдароглу поспешил покаяться и публично извиниться.

Опоздал, всегда тонко чувствующий восточную политику турецкий искушённый избиратель, даже без подсказок со стороны пропагандистов Эрдогана, сложил два и два, немедленно вспомнив лидера FETÖ, проповедника Гюлена. Тоже обожаемого американскими послами, высшими чиновниками Белого Дома и даже президентом Обамой. Стоявшему за госпереворотом 2016-го и пытавшемуся убить султана Реджепа. Живущий в американской Пенсильвании бывший имам и «религиозный деятель столетия» (по версии журнала «Тайм») тоже оказался лицемером, его одобрение девиаций сексуального характера в США показали мусульманам, кто чего стоит.

Так что новый рывок в избирательной гонке Реджеп Тайипович совершил техничный, кротко придя на следующее выступление перед избирателями с молитвенным ковриком и предложив присутствующим вознести короткую молитву Всевышнему, дабы «тёмные силы» не позволили Турции «свернуть со священного пути независимости». Два – ноль, но до победы ой, как далеко. Поскольку основная деятельность посла Флейка заключена в другом, он полтора года планомерно затягивает вокруг шеи Реджепа Тайиповича пресловутую «натовскую удавку».

Четыре узла на шелковом шнуре

Именно так исторично-поэтично в турецких интеллектуальных кругах называют отношения своей страны с Альянсом. Давно обещал Читателю «Андрею Н.» обосновать свою точку зрения и несогласие почти со всеми экспертами-тюркологами о том, что Турция никогда не покинет НАТО, слишком выгодное предприятие. Возможно, но говорить при турках и о турках слово «никогда» – мягко говоря безграмотно. Отношения Анкары и НАТО необходимо начинать с вопроса: чей это инструмент. И как долго Турция готова терпеть шелковый шнурок для самоубийства на шее.

Дискуссия о выходе из НАТО началась сразу после распада СССР, когда главная цель существования Альянса исчезла сама собой. Но Штаты ничуть этого не заметили, продолжая через турок давить на Ближний Восток и Средиземноморье. Преследуя уже не военно-политические цели борьбы с коммунизмом и советским влиянием, а просто закрепляя своё владычество в регионе. На что у части турецких политических элит было противоположное мнение, националисты повсеместно поднимали голову, видели себя правопреемниками Оттоманской Порты.

Вкратце. Турция присоединилась к НАТО в 1952 году, во времена так называемого «первого расширения». Обхаживали турок недолго, на южном фланге Альянса американцам был до зарезу была нужна мощная в военном плане страна, густонаселённая и враждебно настроенная к СССР. Выбор колебался между шахским Ираном и Турцией, но окончательный выбор предопределила география, стратегические проливы Босфор и Дарданеллы, контроль за выходом в два моря – Средиземное и Черное.

Турки с самого начала второй мировой жили в перманентном страхе, советское правительство не раз толсто намекало, что имеет территориальные претензии к извечному геополитическому сопернику Русского Мира, желает пересмотреть статус Проливов в свою пользу. Тем более, после смерти в ноябре 1938-го принципиального «нейтрала» Мустафы Кемаля Ататюрка, появился невероятно гибкий Исмет Инёню, устроивший такой эквилибр между Францией-Великобританией и Германией-Италией у товарища Молотова глаза разбегались.

И было понимание, что ни один из вариантов присоединения Турции к одному из блоков ничего хорошего СССР не принесёт. Несмотря на тайные консультации после 22 июня 1941-го года, когда Лондон гарантировал неучастие Турции в составе Стран Оси, Черчиллю товарищ Сталин не поверил, а Советский Союз до самого 1945-го года держал в Закавказье внушительную группировку войск, ожидая вероломного нападения.

На Потсдамской конференции 1945-го наша делегация поставила вопрос ребром: будем пересматривать советско-турецкие границы, возвращать отторгнутые после гражданской войны Карс, Ардвин и Ардоган. Но англичанам удалось вопрос заболтать, а уже через год у Анкары появился покровитель в лице США, прибыла военно-дипломатическая миссия с широкими полномочиями. 12 июля 1947 года было подписано Соглашение «Об экономическом и военно-техническом сотрудничестве», порождении так называемой Доктрины Трумэна, намертво привязывающей союзников США к внешнему управлению из Вашингтона.

Первый узел, он же – греческий. Американцам в начале пятидесятых пришлось возвысить голос и жёстко приземлить некоторые страны НАТО, препятствующие вступлению турок в Альянс. Особенно это касалось Лондона и Афин, у греков со своими поработителями и убийцами («Резня в Смирне») отношения всегда были хуже некуда. Но Гарри Трумен придумал хитрый ход, Турция стала второй страной коллективного Запада, отправившей свой воинский контингент в помощь Сеулу, едва морпехи США ввязались в Корейскую Войну. Пожурив остальных нерасторопных союзников, американцы выдали туркам кресло за столом НАТО.

Чтобы их немедля оскорбить, рядом с Анкарой, в соседнем кресле оказались Афины, тоже принятые в НАТО в 1952-м. Страны, помимо сложных отношений со времён Средневековья, имели богатейший опыт кровавых войн друг с другом в новые времена (1821-1832 гг., 1853-1854 гг., 1897 г., 1912-1913 гг., 1917-1918 гг., 1919-1922 гг.). Действуя в режиме «разделяй и властвуй», США тонко манипулировали военно-технической и финансово-экономической помощью двум смертельным противникам, специально поддерживали тлеющим конфликт на Кипре, всегда оставаясь арбитром при возникновении эскалаций начиная с 1955-го года.

Что творится между Грецией и Турцией сегодня – рассказывать излишне, порох сух только спичку поднеси. И рулят здесь янки, то подогревая Афины, то не давая Евросоюзу слишком давить на Анкару. Например, после греко-турецкого обострения в 2010-м году, когда Брюссель фактически собирался вводить «военное патрулирование силами войск стран – членов ЕС» Эгейского моря, США молча пригнали туда две авианосные группы и провели манёвры с турецким ВМФ. Все всё правильно поняли, а грекам прописали успокоительного.

Второй узел, он же – оружейный. Либо военно-технический, который султана Эрдогана особенно тяготит. Политическая часть Доктрины Трумэна предполагала, что самый верный и покорный союзник – вооруженный только Америкой, зависящий от Града-на-Холме даже в производстве патронов. Как только в 1946-м в Турции появилась военно-дипломатическая миссия США, 70% всех вооружений турецкой армии были утилизированы, заменены на американские. Страну просто завалили снаряжением, боевой и специальной техникой, боеприпасами, которые янки притащили с собой в Европу в 1944-1945-м.

Мало того, заставили передать братьев меньших (англичан) итальянские трофеи, которые достались «томми» в Северной Африке. Нищая Турция буквально ошалела от такого карнавала щедрости, когда добрые американцы с 1947-го года бесплатно возвели десятки прекрасно оборудованных военно-воздушных, военно-морских и обычных баз на всей территории, масштабно реконструировали военные городки, казармы и средневековые башни ещё времен янычар Оттоманской Порты.

Мало того, янки щедро выдавали кредиты под малый процент для желающих организовать свой бизнес вокруг этих объектов, чем смогли политически сломать турецкое общество, разделявшее всё-таки «левые взгляды» после Революции Мустафы Кемаля Ататюрка. Параллельно было подогнано под «стандарты Армии США» всё военное образование. Турция была до самого 2000-го года единственной страной НАТО, где последние два курса военных училищ будущие офицеры проводили на территории Штатов, на переподготовки отправлялись туда же за счет Пентагона.

Сегодняшняя технологическая зависимость вооруженных сил Турции от США и прочих их вассалов Западной Европы велика, хотя Реджеп Тайипович сделал для суверенизации ВПК необычайно много. Но слезть с этой иглы, воткнутой в турецкие вены с начала 50-ых годов прошлого века будет очень мучительно, процесс оружейной и военно-технологической детоксикации растянется на десятилетие, как бы не дольше.

И хотя янки серьёзно напуганы, что Эрдоган за годы своего правления снизил зависимость Армии от поставок западных вооружений с 80% до 35%, ключевые позиции (средства РЭБ, радиоэлектронной разведки, боевая авиация, ПВО и тд.) ещё долго будут под контролем США и стран НАТО. Именно поэтому Анкару намертво держат за горло долгоиграющей издёвкой по самолётам F-35 и F-16, требуя прекратить сотрудничество с Россией по вопросам комплексов С-400. Перейти на наши оружейные поставки турки не смогут долго, инфраструктура ВВС и частично ВМФ – это стандарты, регламенты и персонал «по стандартам НАТО».

Третий узел, он же – курдский. Как только Турция после окончания «холодной войны» трепыхнулась и прозвучали голоса о полном суверенитете, началась дискуссия в риторике «Yankee, go home!» в полный рост образовался «курдский сепаратизм», сегодня наиглавнейшая проблема Турецкой Республики, страшная головная боль и угроза национальной безопасности. Как нетрудно догадаться, за спиной уже первых курдских радикалов торчали уши ЦРУ, МИ-6 и «Моссада».

Анкару начали поджаривать сразу с трёх сторон, помимо всегда проблемного Турецкого Курдистана, появился Сирийский с Иракским. Западные эмиссары сразу после «Бури в Пустыне» 1991-го начали качать курдские районы, подконтрольные Багдаду на тему создания независимого курдского государства. И хотя сами хитрованы-курды такую идею видели обутой в беленькое, деньги, оружие и политическую поддержку получали охотно, за десяток лет взбаламутив всех одноплеменников региона.

А как только Эрдоган пришёл во власть и взял чёткий курс на самостоятельность в принятии решений (минуя американское посольство) – общий Курдистан заполыхал, террор захлестнул саму Турцию. Анкаре пришлось жить в состоянии перманентной СВО против мятежных курдов. Узел охотно затянули вассалы-союзники США в Евросоюзе, начав с начала 2010-х годов тысячами привечать откровенных террористов , их идеологов в собственных странах. Особенно усердствовали Германия и Швеция.

А курдов, с которыми очень плодотворно сотрудничали спецслужбы СССР долгие годы, успешно формируя в Турции «пятую колонну» – перекупил Израиль, как только туда устремились (с толстыми папками секретных документов) выброшенные на мороз офицеры КГБ и ГРУ. Сегодня ситуация достигла пика абсурда, о чём Реджепу Тайиповичу без всяких политесов тыкают в лицо союзники по националистическому партийному блоку: с какой такой стати наш главный «союзник» по НАТО прямо поддерживает и вооружает мятежных курдов Ирака и Сирии, а его вассал Израиль ничуть не отстаёт, содержа террористические сети в самой Турции.

Не пора ли указать американцам на дверь, как поступил султан Эрдоган с возомнившими многое немцами, начавшими читать морали после путча 2016-го и приютив сотни мятежников. Ведь правильной же дорогой пошёл Эрдоган, когда заблокировал контингент бундесвера на военной базе Инжирлик, запретив туда официальные визиты депутатов бундестага и родственников военнослужащих. Жирной точкой … развернул самолёт Люфтваффе с ротацией офицерского состава. После чего бравые немцы тихонько умылись и отправились всем колхозом служить в Иорданию.

Четвёртый узел, он же миграционный. Тут Реджепа Тайиповича поймали на жадности и технично переиграли на его же полянке. Как только начался массовый исход беженцев из разорённой Сирии и прочих стран Ближнего Востока, Передней Азии – Эрдоган посчитал такую ситуацию выигрышной, в его руках оказался прекрасный инструмент шантажа европейских либеральных столиц. Несколько раз аккуратно приоткрывая клапан на государственных границах и выпустив несколько миграционных волн в сторону Балкан, восточный многовекторный владыка начал торг.

Условия ультиматума были просты: европейцы прикручивают краны информационной войны против него лично, дают миллиарды евро на содержание минимум четырёх миллионов беженцев и строительство для них новых поселений в Сирии, не то весь поток несчастных устремится в Европу. Брюссель был вынужден согласиться, но вскоре турки поняли – их цинично провели. Во-первых, большого желания мигранты возвращаться в Ирак, Сирию, Афганистан и страны Магриба не изъявляли.

Во-вторых, огромный приток дешёвой рабочей силы уронил набок несколько традиционных рынков труда и занятости в южных и восточных провинциях самой Турции. А рост преступности, наркотрафика, оборота оружия и работорговля – стали питательной средой для израильских и американских террористических «сеток» мятежного Курдистана.

Не решив одну проблему, не выйдет избавиться от другой. А ЕС исправно свои условия выполняет, деньги на мигрантов даёт, мало того – приплачивает через сотни благотворительных фондов и НКО, развращая лагеря беженцев, где бездельничающие тысячи людей имеют доход поболее, нежели честные труженики-турки в сельской глубинке. Тем самым из-под Эрдогана выбили немалый процент его традиционной электоральной базы в провинции, что делает победу Реджепа на выборах 14 мая сего года – призрачной, либо легко оспариваемой.

Выводы

Вот такие узлы. Турция слишком нужна США на Ближнем Востоке и Средиземноморье, но … не Турция Эрдогана. Попытавшись при президенте Обаме (вице-президент был Байден, кто запамятовал) физически устранить неуступчивого Реджепа, янки сегодня сообщили выходкой посла Флейка – обязательно будет второй раунд. С более серьёзной подготовкой, теперь через народную поддержку действительно мощной оппозиции, контролирующей до 40% избирателей.

И кто бы мог подумать в очередной раз спасать многовекторного малоазиатского султана придется Владимиру Владимировичу Путину. Снова , как в 2016-м году, когда произошла тёмная история не то с предупреждением Реджепа Тайповича о выдвижении по его душу отрядов профессиональных убийц, не то с многоуровневой спецоперацией наших спецслужб, физически эвакуировавших Эрдогана на вертолётах из гостиницы, где он пребывал в отпуске. До борта самолёта, на котором его вывезли в безопасное место. Много там тайн накручено, но не суть.

Итак, Реджеп Эрдоган в интервью изданию «A Haber» сообщил: под занавес избирательной кампании (27 апреля сего года) Владимир Путин «может принять личное участие в церемонии загрузки ядерного топлива на атомной электростанции «Аккую». Тонкие востоковеды перевели с басурманского дипломатического на язык родных осин словечко «может», Владимиру Владимировичу уготована роль электорального «кирпича», если хотите. Во-первых, его авторитет в турецком обществе высок, а опросы говорят – его хотят видеть своим президентом 34% турок.

Не всех, конечно, а именно города Стамбула, главного оплота оппозиции Эрдогану. Редкое кафе или ресторация в Константинополе обходится без живописных портретов нашего Гаранта, на том держится целая индустрия художников-портретистов, их услуги недёшевы. Отгадка такого странного почитания кроется в туризме. Почти радикальный исламист Реджеп Тайипович слишком завинтил гайки в этом всегда пёстром и вольнодумном городе, где мусульманское рвение вредит бизнесу.

Тем более, существуют вполне реальные опасения, что после прихода к власти в Республике американской марионетки из лидеров оппозиции – антироссийские санкции будут Анкарой исполнены в опережающем темпе, русский турист теперь не будет обеспечивать благосостояние сотен тысяч турецких граждан, а дорогие магазины и ресторации Стамбула попросту обанкротятся. Так что, идея изящная и простая: если с рейтингом Эрдогана дела будут крайне плохи, то ВВП приедет спасать «дорогого друга». Если наладятся – примет участие в открытии «Аккую» по видеосвязи.

Каким бы ни был исход голосования, Турции придётся пережить «идеальный шторм», ни султан Реджеп, ни его противники не признают собственного поражения, грядет затяжная уличная битва (тьфу-тьфу, но всё к тому идёт). Сегодня в турецких СМИ активно обсуждают публикацию американского журнала «Foreign Policy», где американским по белому тиснуто: если победит Эрдоган – страну ждёт «кровавая баня», конец цитаты. Так что, если у нас есть резон защитить собственные инвестиции в Турецкую Республику и вышибить янки из огромного региона Восточного Средиземноморья придётся снова спасать коварного басурманина, нам ещё вместе «четыре узла» распутывать, та ещё работёнка.

Views: 8

No votes yet.
Please wait...
Поделиться в соцсетях

Добавить комментарий

Translate »