…Пропаганда — это управление сознанием масс путём искажения информации и навязывания однобоких, субъективных, а порой откровенно ложных суждений с помощью средств массовой информации или каким-либо иным способом массового воздействия. Слово «пропаганда» в переводе с латыни означает «учение, подлежащее распространению». Это слово имеет религиозные корни, ведь первые примеры
пропаганды как раз и относились к распространению вероучений и религиозных догм.
Пропаганда – целенаправленное, систематическое распространение человеком или группой людей идей или ценностей, доктрины или идеологии с целью повлиять на мнение людей и на их действия. Просто изложение доктрины или идеологии – еще не есть ее пропаганда. Пропаганда это «сеть» трюков, приемов. Они помогают пропагандистам внедрять в сознание аудитории идеи, которые не декларируются явно, а только подразумеваются, таким образом, влияя на мнения и поведение аудитории.
Приемы и методы пропаганды используют политики, проповедники (как представители сект, так и крупных религиозных конфессий), производители рекламы. Эти же методы используют пиар- или пресс-службы коммерческих компаний, задача которых – представить свою корпорацию в выгодном свете.
Самое действенное средство для распространения идеологии или доктрины – средства массовой информации. Пропаганда скорее обращена к массам, нежели к индивидуальности, к эмоциям, а не к разуму и логике. Оратор, использующий пропагандистские методы, чаще пытается обмануть, чем убедить с помощью каких-то разумных доводов. Вместо того, чтобы доказать правильность своих идей, с помощью
пиар механизмов заставляют человека принять их на веру. Пропагандисты широко используют стереотипы восприятия, присущие аудитории (на этом, в частности, построен метод «навешивания ярлыков»).
При умелом использовании методов пропаганды она становится грозным оружием, способным возбуждать, например, массовую ярость и ненависть (как речи Гитлера). Человек наиболее подвержен пропаганде, когда он находится в толпе, где легко поддаться общим эмоциям, общему настроению, эйфории или гневу.
Белая пропаганда.
Информация преподносится точно, правдиво, с указанием официальных источников ее получения. В таком случае человек имеет возможность осмыслить полученную информацию и сделать собственные выводы.
Серая пропаганда.
Это смешанный тип пропаганды. Достоверность предоставляемой информации проверить сложно, она может содержать часть правды, скрывая нежелательные для восприятия аудиторией детали.
Черная пропаганда.
Такая пропаганда полностью основана на обмане аудитории. Нет возможности проверить ее подлинность, она преподносится как единственно возможная и верная.
Противостоять пропаганде сложно, но каждому человеку следует критично воспринимать любую, поступающую извне информацию, особенно носящую негативный характер.
Пропаганда является естественной коммуникацией со стороны государства. Это институциональный поток, который не может быть таким, каким осуществляется межличностное общение. Институты не умеют просить, они лучше умеют приказывать. Когда же они начинают говорить не с отдельным индивидом, а со всеми сразу, у них получается только пропаганда, поскольку идеологический компонент будет присутствовать автоматически.
Таким образом, существует различные классификации пропаганды в зависимости от намерений пропагандистов.
Приемы пропаганды
Пропаганда побуждает людей совершать определённые действия или принимать требуемое мнение. Институт анализа пропаганды выделил несколько ключевых приёмов, которые могут при этом использоваться, в том числе:
Манипуляция массовым сознанием (ср. «манипуляция общественным мнением») — один из способов управления большим количеством людей (коллективами, сообществами) путём создания иллюзий и условий для контролирования поведения. Это воздействие направлено на психические структуры человека, осуществляется скрытно и ставит своей задачей установить контроль над поведением, лишить свободы выбора объект манипуляции посредством изменения представлений, мнений, побуждений и целей людей в нужном некоторой группе направлении. Манипуляция массовым сознанием служит ключевым элементом психологических операций и информационной войны.
Политическое клише (идеологическое клише, пропагандистское клише) — шаблонное выражение, употребляемое в публицистике, журналистике, публичных выступлениях политических и государственных деятелей, программных документах политических партий с целью в короткой, декларативной форме классифицировать (как правило, однозначно) и дать оценку политическим субъектам или явлениям. Для понимания политического клише нужно знать контекст, в котором оно употребляется, так как, в зависимости от этого, одно и то же выражение может иметь разные значения.
Может рассматриваться также как приём риторики.
Модные слова — особый род новых слов и речевых конструкций, часто используемых в коммерции, пропаганде и профессиональной деятельности для оказания впечатления осведомлённости говорящего и для придания чему-либо образа важности, уникальности или новизны. Из-за неумеренного употребления смысл слова размывается, и «модные слова» можно встретить даже в контексте, не имеющем отношения к исходному значению. Модные слова бывают неизвестными, иногда используются лишь в профессиональных кругах или отдельных социальных группах, обозначают расплывчатые понятия или неясны, что отличает их от модного сленга и жаргона. Могут быть также общеизвестными словами, используемыми в значении, отличном от словарного и несущими добавочную коннотацию. Некоторые модные слова полностью синонимичны существующим общеизвестным словам, и, аналогично эвфемизмам, используются ради более положительного их восприятия. Кроме того, в качестве модных слов используются неоправданные заимствования из других языков с расплывчатым содержанием (например, «комьюнити»).
Промывание мозгов или управление сознанием, насильственное убеждение, управление мышлением, преобразование мышления, идеологическая обработка — применение манипулятивных методов при попытке изменить мышление, поведение, верования, эмоции или процесс принятия решений человека, помимо его воли и желания.
Большая ложь — пропагандистский приём. Определён Адольфом Гитлером в книге «Моя Борьба» как ложь настолько „огромная“, что никто не поверит в то, что кто-то имел смелость обезобразить так действительность.
Навешивание ярлыков — пропагандисты используют приём навешивания ярлыков для того, чтобы вызвать у публики страх или предубеждение по какому-либо поводу. Целью этого является создание негативного мнения об определённой группе или определённых идеях. С помощью этого метода провоцируются выводы, не основанные на беспристрастном анализе фактов.
Блистательная неопределенность — термин обозначает использование по отношению к чему-либо эмоционально привлекательных слов, не являющихся при этом конкретным аргументом или анализом.
Перенос — при использовании этого приёма позитивные или негативные качества человека или вещи переносятся на кого-то или что-то другое. Примером визуального использования этой техники является наложение каких-либо символов на сторонние изображения.
Ссылка на авторитеты — при использовании данного приёма цитируются (частично вне контекста) высказывания, поддерживающие или отвергающие определённую политику, программу, личность и т. д. При этом эксплуатируется репутация человека, являющегося источником цитаты. Целью этого является идентификация публики с авторитетом и принятие предлагаемого мнения. Частный, но широко не рассматриваемый вид приёма — «ложные цитаты». В этом случае нужная пропагандисту мысль доносится в
виде мнения известной личности, которая не озвучивалась публично и не публиковалась ни в произведениях, ни в дневниках, ни в частных переписках. Так, например:
— Ивану Бунину приписываются слова: «я с ужасом думаю, кого нарожает это пьяное кровавое быдло, захватившее власть России и что будет с моей страной через два три поколения…»,
— Федору Достоевскому: «если кто погубит Россию, то это будут не коммунисты, не анархисты, а проклятые либералы…»,
— Маргарет Тэтчер: «русских должно остаться около 15 миллионов, минимальное количество, достаточное для того, что бы добывать сырьевые ресурсы и обслуживать газо- и нефтепроводы».
Игра в простонародность — при использовании данного метода производится попытка убеждения публики в том, что говорящий — это человек, которому данная публика может доверять, и что говорящий борется за её интересы. Для этого говорящий использует в своей речи типичный стиль данной целевой аудитории.
Фургон с оркестром и «неизбежная победа» — эти приёмы являются попыткой убедить целевую аудиторию присоединиться к той группе, от имени которой высказывается пропагандист и действовать «так, как действует каждый». При использовании приёма «неизбежная победа» публику призывают присоединиться к тем, кто уже находится на пути к верной победе. Те, кто уже присоединился к пропагандируемой группе, дополнительно утверждаются в вере в то, что они действуют правильно.
Приём «влейся в толпу» используется для убеждения публики в том, что пропагандируемое высказывание является выражением воли неодолимого массового движения, и что в её собственных интересах влиться в это движение.
Ошибочные силлогизмы и софизмы — наиболее общая форма демагогического приёма — намеренное нарушение логики, когда высказывание, внешне сохраняя логичность, фактически содержит логические ошибки. В простейшей форме ошибочный силлогизм можно охарактеризовать следующим примером:
Мы — рыжи.
Львы — рыжи.
Следовательно, мы — львы!
или
Наши солдаты всегда несут мир.
Они стреляли в наших солдат.
Значит, они агрессоры!
Софизмы отличаются большей сложностью.
Подмена тезиса — состоит в том, что спорщик строит своё доказательство на предположении, что оппонент сделал некоторое (обычно слабое или неверное) утверждение, создавая у невнимательных зрителей (а иногда даже у оппонента) ощущение, будто он действительно сделал такое утверждение. Обычно это достигается многократным повтором.
При подмене тезиса, начав доказывать одно утверждение, спорщик постепенно переходит к доказательству и обоснованию другого утверждения. Этот приём имеет бытовое название «подмена понятия».
Концентрация на частностях — часто в дискуссии рассматриваются незначительные факты и обстоятельства; иногда развивается первая, пришедшая в голову по данному поводу ассоциация. Опытный демагог старается сконцентрироваться на ошибке или неточности, даже совершенно незначительной, или промедлении оппонента.
Переход от обсуждения предмета спора к обсуждению личности (аргумент к личности). Вместо того чтобы доказывать истинность своих положений и опровергать
аргументацию оппонента, демагог может обращаться к приёму критиковать не аргументы, а личность оппонента, пытаясь убедить зрителей, что оппонент — плохой, недостойный, не разбирающийся в вопросе, пристрастный или лицемерный человек. Подобная аргументация часто производит впечатление на малограмотные массы, не имеющие достаточно знаний и навыков логического мышления, чтобы сознательно анализировать объективные слабости аргументации, а предпочитающие безосновательно доверять тому, кто в их глазах выглядит более авторитетным.Одной из форм перехода на личности является нахождение легко критикуемого лица, имеющего сходные с оппонентом взгляды на обсуждаемую проблему:
— Государство должно бороться с курением!
— Да? А вы знаете, что государственная программа по борьбе с курением была принята в Третьем Рейхе, что Гитлер был убеждённым противником табака?
Смысл жизни — в самой жизни.
или
— Почему вы считаете, что мир был кем-то создан?
— Но ведь не мог, же он появиться сам по себе, ниоткуда!
Апелляция к очевидности, ложная авторитетность — аргументация демагога начинается с выражений типа «каждому известно, что…», «очевидно…», «наука давно доказала…», «все успешные бизнесмены знают, что…» и так далее. При этом эксплуатируется ложная гордость слушателя (если что-то подаётся как «общеизвестное», то ему бывает сложно признаться даже себе, что он об этом никогда не слышал) либо приводятся мнимые авторитеты, согласные с высказыванием, что действует на людей, склонных доверять авторитетам.
Как отдельный приём, можно выделить бездоказательные утверждения.
Ложная альтернатива — достаточно распространённый приём, основанный на приведении в качестве альтернативы двух вариантов из гораздо большего множества. Ложной альтернативой является также упоминание в качестве альтернативных двух или нескольких вариантов, которые не являются альтернативой друг другу и основные
признаки которых могут быть объединены в одном варианте.
— Что важнее: личная свобода граждан или целостность России? Демократия или стабильность?
Пропаганда воздействует на эмоционально-волевую сферу массового сознания. Следовательно, психологическому воздействию пропаганды подвергаются, в первую очередь, эмоции.
Отсюда можно сделать любопытный вывод. Для этого давайте хладнокровно посмотрим на статью из любого СМИ.
Содержание этой статьи распадается на две части. Первая — это факт или несколько фактов, описываемых в ней. Вторая — отношение к этим фактам, попытка их трактовки. Именно в этой части происходит обращение не к разуму читателя, а к его эмоциям. Чувствуете — что-то знакомое, да?…
Здесь очень интересно заподозрить, что любое обращение к чувствам есть пропаганда… БИНГО! Так и есть!
Отсюда возникают вопросы о фильмах, текстах песен, о музыке и эмоциях, ею вызываемых… И в конечном итоге об идеологии, которая зиждется на ценностях, убеждениях каждого человека. Ибо не бывает чего-то без идеологии, можете бросать в меня тапки, но это так. Даже безыдейность, знаменитый нигилизм и движение хиппи — это тоже идеология, видите ли как штука получается.
Дальнейшие рассуждения предлагается исполнить читателям самим, не забывая, что не всякая пропаганда — зло, есть и белая и серая и черная… А желающим чуть глубже разобраться в вопросе рекомендую почитать книгу, лежащую в свободном доступе на сайте МГИМО:
Информационные войны: история и современность
из которой и взята выдержка в начале этой статьи…
Views: 219