…Обстановка более-менее прояснилась, готов поделиться наблюдениями и постараться бесстрастно описать происходящее на харьковском направлении. Точнее, купянско-изюмском. Что там будет продемонстрирована некая атакующая активность ВСУ, наши военные знали. Крепко ошиблись в тактике, неверно оценив планы, развёртывание и сосредоточение украинской группировки.
Предпочту оставить за скобками мнения уважаемых экспертов, уверяющих: контрудар был ожидаем, замысел состоял в том, чтобы вытащить из укрепрайонов Донбасса и Харькова самые боеспособные соединения, заставить Киев израсходовать последние резервы, прошедшие полную переподготовку по стандартам НАТО в странах Запада. Ситуация несколько иная, только на пятые сутки такую задачу действительно поставили и приступили к выполнению. Но… опоздали.
Картина на сегодня: ВСУ втянулись по направлению Балаклея-Купянск-Изюм полностью, наступление ведут группировкой в 25-30 тысяч бойцов. Уже третьи сутки несут тяжёлые суточные потери, но попыток развить успех не оставляют. Части прекрасно экипированы, хорошо обучены, имеют в рядах большое число наёмников. То есть, имеем дело с армейским корпусом, за три-четыре месяца тщательно собранным из выдернутых повсеместно кадровых частей. Многие подразделения были переброшены из-под Херсона, составили второй эшелон атакующих порядков.
Почему успех стал возможен? Шаблонное мышление. Полгода ВСУ не предпринимали решительных атакующих действий, наше командование посчитало (наверное) такое положение дел системным. Мол, генералы НАТО не способны организовать из имеющегося людского материала боеспособные крупные группировки. А после прекрасно организованной «огневой ловушки» под Херсоном… расслабились ещё больше.
Там ВСУ действовали танковыми кулаками, крупными соединениями, строго по учебнику. Долгая обработка тылов артиллерией, продавливание обороны между опорными пунктами, ввод в прорывы мотопехоты на бронеавтомобилях, закрепление на рубежах, подход основных сил и вновь нащупывание слабины в обороне танками.
С этим справились на отлично, тактика затягивания под удары наземной артиллерии и ВКС оправдалась. Чудовищные потери украинской стороны в бронетехнике и личном составе посчитали критичными. А концентрацию под Балаклеей, Чугуевом и Славянском танковых бригад сочли продолжением херсонской эпопеи, проведение операций с ограниченными целями. Именно на угрожаемые танкоопасные участки началась перегруппировка сил и средств, направление Балаклеи оголили, оставили всего один некомплектный полк резервистов ДНР и несколько подразделений РосГвардии в населённых пунктах.
Потом произошла классика, нас застали «со спущенными штанами». Без концентрации тяжёлой бронетехники, не останавливаясь на рубежах сосредоточения и развёртывания, буквально «с колёс» первый удар нанесли многочисленные ДРГ между Чкаловским и Балаклеей. В булавочный прокол устремились до полутора бригад, разбитые на мелкие группы до двух взводов на бронемашинах. Немедленно растворились в лесостепи и устроили ад кромешный на коммуникациях.
Не обращая внимания на опорные пункты союзных сил, посёлки и деревни, создали за двое суток комфортную глубину прорыва за окраинами Балаклеи, обтекли с двух сторон городок и устремились дальше. А тем временем основные силы группировки ВСУ с тяжёлой бронетехникой и самоходной западной артиллерией уже мчались к точке прорыва, пока наши перегруппированные части ожидали их ударов в другом месте. Или, как неуклюже сообщил генерал Конашенков:
«Проводилась перегруппировка российских войск в районах Балаклеи и Изюма для достижения заявленных целей специальной военной операции по освобождению Донбасса. Во время переброски проводились отвлекающие и демонстрационные мероприятия с обозначением реальных действий войск. В целях недопущения ущерба российским войскам по противнику наносилось мощное огневое поражение с применением авиации, ракетных войск и артиллерии».
Предположу вот что, поскольку на собственной шкуре испытывал подобные «перегруппировки». Несколько штабов элементарно между собой не договорились, либо не поняли друг друга. Выводя части на славянский и харьковский центры сосредоточения, не обеспечили нужное число подразделений для мобильной обороны. Не заставили резервистов ДНР подготовить несколько оборудованных заранее рубежей для поэтапного отхода, не оснастили их опорные пункты инженерными заграждениями и оставили без тяжёлой техники.
Только на третьи сутки стали действовать по Уставам. Засады, минирования, отходы на действительно подготовленные рубежи, наведение ВКС и артиллерии, активный манёвр и встречные контрудары. Выигрывая время, выбивая технику и личный состав ВСУ. Кто именно зевнул эти трое суток, не важно, стрелочников искать бесполезно. Ошибка общая, сверху донизу. Не дождавшись появления частей прикрытия участка фронта (на дивизию!), поторопись с ослаблением группировки.
Как оказалось, процесс проходил в реальном времени под бдительным оком вражеской разведки. А на поле боя находились офицеры НАТО, которые в реальном времени наводили артиллерию, управляли сетью ДРГ и механизированных небольших подразделений. Может быть, наше командование и пыталось разыграть херсонскую тактику «огневых мешков», только противник нашёл способ противодействия. Манёвр и точные артиллерийские удары, которые сбивали наши заслоны, заставляли их отступать. Наша же артиллерия и ВКС постоянно запаздывали.
Место и время атаки было выбрано идеально, без долгих сосредоточений на рубежах развёртывания. Как итог, вечером 8 сентября балаклейско-купянская войсковая группировка союзных сил потеряла контроль над тремя десятками населённых пунктов, создав угрозу перехвата стратегически важной автомагистрали М-03. Не понеся существенных потерь, не устраивая «Брестских крепостей», была частями выдернута под Купянск, Изюм, к Оскольскому водохранилищу, в укрепрайоны Лысогорки.
Отреагировало командование Спецоперации тоже верно, устроив над прорывом круглосуточную воздушную карусель армейской и тактической авиации ВКС (ударные вертолёты Ка-52 и Ми-28Н, штурмовики Су-25СМ и бомбардировщики Су-34), подтянув дивизионы РСЗО «Ураган» и «Торнадо-С», тяжёлые огнемётные системы «Солнцепёк» и подразделения Воздушно-десантных войск РФ. Инициатива стала переходить в наши руки, прорыв начали купировать. Своей цели — блокирования магистралей снабжения изюмских сил Спецоперации — натовские стратеги не добились.
Всего-то не хватило одного-двух дней, но победу праздновать ещё рано. Несмотря на потерю инициативы, подходят украинские резервы. Грамотно развёрнута артиллерия, бьющая высокоточными припасами по нашим тылам и коммуникациям. Пока наши подкрепления не будут прикрыты системами ПВО, сбивающими снаряды западных РСЗО, не развёрнуты средства контрбатарейной борьбы, большой активности не жду. На всё нужно время, особенно для отлова ДРГ, терзающих ближние тылы.
Из открытых источников понятно: наши собирают крупные соединения мотострелков и танков под городом Сватов. Дирекция контрудара тоже ясна — на Купянск. ВКС России перенесли тяжесть ударов на украинские линии снабжения, планомерно разрушаются военные объекты в городе Чугуев, являющийся центральным логистическим хабом снабжения прорвавшейся группировки. Верный признак того, что на «передке» кризис миновал, катастрофы не произошло, несмотря на трагично-пафосные заявления некоторых популярных «экспертов».
Злые выводы…
Хочется всегда и везде побеждать, само собой. Дело приятное, когда речь идёт о бармалеях Сирии или игрушечной армии Грузии, постепенном артиллерийском наступлении последних месяцев. Но за полгода стоило понять — противник вооружён пусть старомодным, но советским оружием, 50 стран регулярных сходок в Рамштайне выгребают все арсеналы, наводнили ВСУ своими спецами, дали им неплохие образцы собственных вооружений. Самое главное, полностью переигрывают нас в средствах разведки, над данными работают большие вычислительные мощности и сотни штабных офицеров НАТО. Это первый момент недооценки.
Другой просчёт оказался в незнании численности подготовленных резервов ВСУ, вместо одного Резервного Корпуса, их оказалось полтора, плюс несколько тысяч наёмников. Пока бушевала битва за Херсон, в лучших традициях разгильдяйства прощёлкано клювом сосредоточение нескольких бригад на самом малолюдном и необорудованном участке фронта. Не был оставлен во время перегруппировки должный резерв, «авось да небось» два-три дня бог боронить сподобится. Не выполнено главное требование к второстепенному участку фронта — усиление разведывательной и агентурной деятельности.
Полностью согласен: Балаклея крайне неудобный для обороны ТВД, сам город не имеет стратегического значения, если не собираешься атаковать Харьков с восточного направления. Если нет достаточных сил и средств, незачем было разевать роток на столь крупный кусок, подвергать местное население риску проведения киевским режимом новой «Бучи». Думали, что ВСУ не способно атаковать, либо будет действовать так же топорно, как под Херсоном? Оказываются, могут, учимся не только мы.
Союзные силы не прошли должного обучения тактикам мобильной обороны, не были оснащены должным образом. Героизм дело хорошее и полезное, но наиболее эффективен при наличии БК и средств поддержки. И ещё… С херсонского направления противник перебрасывал части по железной дороге, доукомплектовывал их подразделениями харьковского гарнизона. Два плюс два можно было сложить и за рамками «гуманитарного ведения боевых действий»… на время прекратить железнодорожное сообщение между группами «Восток» и «Юг».
Особенно в момент собственной перегруппировки, ослабления большого участка фронта. Поэтому, не верю в некий глубокий замысел «вытягивания» из укрепрайонов Донбасса и Харькова сил ВСУ. Никаких признаков не нахожу. Затаскивание противника в «огневые мешки» всегда проводится искусно, очень хорошо подготовленными частями через тактики мобильной обороны при поддержке артиллерии и авиации. Когда противник спотыкается на каждом шагу, несёт потери, постоянно перегруппировывается. Ничего подобного не произошло.
Честные выводы.
Стратегическую инициативу мы перехватили, честь и слава парням и командованию. Таскаем «коровами» (тяжёлые транспортные вертолёты Ми-26) подкрепления, по дорогам тянутся колонны бронетранспортёров БТР-82А с дополнительной защитой, грузовики, новейшие танки, гаубицы, «Солнцепёки» и системы РСЗО. Становится понятным: либо угроза серьёзна, либо участь хорошо оснащённой и подготовленной группировки ВСУ предрешена, она будет истреблена в мини-котлах и «огневых мешках». Если вовремя не отступит до предела, где сможет зарыться в землю.
Не советую паниковать и пугать окружающих. Российский Генштаб видел сосредоточение сил ВСУ, мог ошибиться в направлении и количестве привлечённых сил. Выводы будут сделаны. Планы на войне стремительно меняются и переписываются, посмотрим, насколько способны ситуацию исправлять товарищи генералы. Положение ВСУ из преимущественного может стать проигрышным, ослаблен гарнизон Харькова, херсонское направление, резервов не может быть много, сроки операции армейским корпусом истекают во вторник-среду.
Не нужно быть гениальным выпускником Академии Генштаба, чтобы увидеть оперативные возможности для поимки в ловушку прорвавшихся частей супостата. Уровень украинских потерь велик, но натовцы демонстрируют полное безразличие к расходуемым частям безотносительно социальному возмущению населения Украины, которое в некотором шоке от числа погибших и раненых. Надеяться на Майданы не стоит, а вот впредь закладывать в стратегию Спецоперации фактор нечувствительности к потерям — самое время.
Нужно делать верные выводы из двух попыток контрударов: страны НАТО поставили на поток обучение резервов ВСУ по программе «120 дней», заявленная ими официально военная помощь является полной дезинформацией (дают куда больше, совсем другую номенклатуру). Стратегически ситуацию перехватить ВСУ не способны, но организовывать частные операции силами армейских корпусов — вполне.
Противодействие возможно лишь одно: честное определение той территории, которую мы способны эффективно контролировать наличными силами, по Уставам и нормативам 60-70-х годов. Не в рамках «регионального конфликта низкой интенсивности» или антитеррористической операции, а как должно, против равного по силам противника, всего блока НАТО. Перегруппировки следует проводить в такой же логике, закладывая в планирование фактор полного знания наших планов противником. Либо валить с небес его спутниковую группировку и самолёты дальней радиолокационной разведки.
Внимательно рассмотреть мобилизационный резерв ВСУ, сроки подготовки и комплектования боеспособных соединений. Формируют корпус, отвечать полутора-двумя, раз находимся в наступлении. «Малыми силами на чужой территории» действовать умеем, пора и союзные силы натаскивать. Не только на штурмовые действия против укрепрайонов, а гонять как сидоровых коз, учить базовым навыкам ведения общевойскового боя, по всем Уставам. И оснащать не усилиями волонтёров, а как свои части.
Да, действуем маневренно, сохраняем личный состав и технику, правильно взаимодействуем родами и видами войск, не устраиваем Сталинградов в населённых пунктах. Противник несёт огромные потери, они запредельны и ничем не оправданы, больницы Украины переполнены ранеными, только пока это не сказывается на общем уровне сопротивления. Хорошо, если аналитики верно рассчитали критический порог потери боеспособности ВСУ, а если… ошибаются?
Нужно бесстрастно признать: штабы НАТО приноровились к неспешному ходу Спецоперации, вычеркнули из планирования фактор расхода личного состава, пока ещё способны решать вопросы материального обеспечения ВСУ. Продолжат действовать в такой же логике, пытаясь наносить удары по растянутому малолюдному фронту, на всю протяжённость которого у нас банально не хватает людей. С точки зрения военного искусства — бесполезная трата ресурсов, но с политической как-то конвертируется.
Ничего под Купянском, Балаклеей, Изюмом не произошло трагичного (с военной точки зрения). Цели ВСУ не достигли, окружить нашу группировку не получилось, как и нанести ей поражение. Тактический успех, не спорю. Но со многими неизвестными на будущее, следующая неделя покажет, каким будет продолжение этого контрнаступления, чем ответят силы Спецоперации. Дело чести, вообще-то, получили по престижу знатно.
Информационная шумиха ещё несколько недель будет расшатывать часть нашего общества, воодушевлять противоположную сторону. Сухой военной статистике сие безразлично, продолжится неумолимое продвижение на Донбассе, ведение артиллерийского наступления, перемалывание противника на николаевско-криворожском и харьковском направлениях. Ошибки будут учтены, так устроена Армия.
Только одно «но» в заключении. Политические издержки таких просчётов слишком велики. Мы пришли и гарантировали людям на освобождённых территориях: флаг России не будет спущен никогда. Обманули, получается. По каким причинам, как надолго и по чьей вине — дело не просто десятое, тысячное, позже разберёмся. Как гражданин, а не равноудалённый кирзовый сапог, стискиваю кулаки. Так нельзя поступать. Наш волонтёрский центр в Купянск и Балаклею столько гуманитарки доставил, со столькими настоящими людьми там познакомился. Не сразу, но поверили…
Девки наши зарёванные ходят со среды, а служилым нечего сказать, стыдно. Хоть не наша вина. Полный информационный вакуум, суди да ряди насколько фантазии хватает. У многих она разыгралась, не буду живописать тот ад разверзшийся в социальных сетях и СМИ. Возмутило гробовое молчание всех «экспертов», турбо-патриотов, великих поборников «Русского Мира», про казённых людей вообще промолчу, одному Кадырову достало мужества выступить, объяснить обстановку.
В пятницу все примелькавшиеся патриоты ушли на выходные, пропали в тине, а сегодня (вангую) вновь наполнят телеэфиры рассудительными речами, громогласными лозунгами в телестудиях, будут успокоительно объяснять произошедшее. Не надо, сами уже разобрались. Тошно немного. Но то минутная слабость, наши странные миры. Один не способен трое суток простыми словами разъяснить обстановку, успокоить и мобилизовать народ. Другой мир молча пашет на «передке», да в тылу на износ.
Так победим?
Даже так, когда… «начнём всерьёз», пора уж.
Views: 4