Если максимально поднять градус сегодняшнего диванного негодования о ситуации на Украине под городом Харьковом, можно взять патетические высказывания одного политика, которого до недавнего времени считал вполне себе адекватным и трезвомыслящим человеком:
«Это уже ни в какие ворота не лезет. Вышли уже из четырёх областей — Киевской, Черниговской, Сумской, Полтавской. Харьковская будет пятой по счёту? Что дальше? Выйдем из Белгородской, Курской, Воронежской? Подпишем капитуляцию? Отдадим бандеровцам часть территорий? Будем платить репарации?»
Поводы для паники понятны: отход на 13 километров в глубину к государственной границе, по фронту в 20, оставление трех поселков и попадание в «серую зону» еще парочки – это признано страшным военным поражением. Эмоционально понятна тревога: у всех болезненно-свежа участь киевской Бучи. А возможные чудовищные провокации неонацистов могут повториться. Некоторые договариваются до совсем возмутительных вещей, мол «это плевок во всех, кто освобождал эту территорию, в живых и мёртвых».
Первый признак отступления сказался на территории Белгородской области. Новый обстрел села Солохи унес жизнь 18-тилетнего парня, семь жителей ранены. Обстрел велся системой залпового огня «Град», буферная зона между ВСУ и госграницей России сократилась, возможность перекидывать наши подразделения наземной артиллерией выросли. Остальные глупости панического характера приводить не буду, ими забиты все паблики. Достаточно цитаты, приведенной выше.
Услышь такое с передовой, впору задуматься. Но, хвала небу… вопль раздался из московского пентхауса, подхваченный впечатлительными гражданами. Чтобы не скатываться в кирзовый сарказм, подкрепленный крепким словцом о пособниках нацизма (читай – паникерах или провокаторах) сообщу о личных затруднениях. С одной стороны, как военный человек, ситуацию вижу с одного ракурса. Но памятуя об аудитории канала, большей частью гражданских людях, войну видевших только в кинохронике … с большим трудом подбираю аргументы в конкретной ситуации, стараясь донести общую логику войны.
Особенно на штабном, оперативно-стратегическом уровне. Который всегда цинично-холоден, измеряется лишь числом выполненных боевых задач. Сфокусированных на выполнении главной цели – окончательной победе над врагом. Еще большой вопрос, почему севернее Харькова наши войска отступили только сейчас, если вторым этапом Спецоперации назначено полное освобождение Донбасса. Он еще не начался, наземная артиллерия и ВКС, отдельные штурмовые бригады пишут предисловие, прогрызая укрепрайон площадью 170 кв.км по трем направлениям.
Захват Украиной нескольких сел к северу от Харькова случился по нескольким причинам. Первая и наиглавнейшая – это второстепенное направление Спецоперации, там держали оборону необстрелянные, пока не втянувшиеся в боевую работу и слабо подготовленные подразделения. Катастрофы не случилось, наоборот, попытки провести серьезные контратаки со стороны ВСУ провалились с большими потерями. Ни одного реального видео даже в украинских пабликах не находится, что случилось грандиозное сражение, эпичная битва и «перемога». Пустые деревни, брошенные позиции, постоянная работа нашей артиллерии и ВКС …
Вторая причина отхода: наше командование могло завибрировать. Хотя, оставление Старого Салтова (северо-восточная окраина Харькова) было вопросом времени или больших потерь среди личного состава. Особенно, когда диверсионно-разведывательные группы ВСУ уничтожили мост через реку Муром, между Русскими Тишками и Черкасскими Тишками.
То есть, штаб российской группировки колебался между двумя сценариями: запросить серьезные подкрепления и предотвратить очевидное окружение … либо быстро выдернуть части из намечающегося «котла», отдав противнику ранее взятые под оперативный контроль Циркуны, Черкасские Тишки и Липцов. Позволю утверждать … населенные пункты не были захвачены ВСУ в результате боев. Украинские боевики вошли туда только через двое-трое суток.
Обидно, что оставили деревни? Ничуть, если рассуждать с военной точки зрения. Группировка укро-воинов Харькова своих амбициозных боевых задач не выполнила, понесла огромные потери в людях и технике под обстрелами и ударами ВКС, ход окружения и уничтожения своей группировки на Донбассе не замедлила. Теперь совершенно справедливо ожидает наш контрудар. Готов рискнуть ковшиком кумыса обратка будет скорой и очень неприятной.
Возвращать три деревни ради трех деревень … чтобы вновь упереться в жилые кварталы города-миллионника без возможности пойти на штурм зачем? Скажу неприятные вещи, пусть и дальше пытаются наступать, ничего страшного в выходе на государственную границу не вижу. Пусть растягивают фронт, выгребают из Харькова артиллерию и бронетехнику, которая раньше была недоступна для уничтожения из-за «живого щита» мирного населения. Главная задача на сегодня – захлопнуть донбасскую группировку. После этого падает весь фронт ВСУ до Днепра. А выползшие из Харькова части быстрее собственного визга устремятся обратно.
Что можно сегодня сделать, чтобы остановить обстрелы? Собраться, наконец. Всем: Генштабу, спецслужбам, гражданским администрациям, мирному населению. Проводить эвакуацию наиболее уязвимых населенных пунктов, перебросить несколько кадровых частей для усиления пограничников. Эту неприятную историю купировать безжалостно в зародыше. Писал ведь уже статью, как в Афганистане советская госграница была отодвинута на 50-85 километров вперед действиями мото-маневренных и десантно-штурмовыми групп.
Давно нужно развязать руки отрядам спецназа для проведения разведывательно-поисковых мероприятий, даже с привлечением отставных «волкодавов» из ЧОПов. Не сидеть подле стратегических объектов в глухой обороне, не точечно проводить специальные оперативно-розыскные мероприятия группами силовиков ФСБ, а устроить охоту на украинских боевиков именно на их территории. Создать очень опасную для здоровья «серую зону» глубиной 60-80 верст. Сил не так много нужно, лишь политическая воля и немного денег.
Украина на харьковском направлении так действовала? В «огневые мешки» попадали мало обученные подразделения территориальной обороны, понеся огромные потери. Но нас заставили завибрировать совсем другие части: тактические, мобильно-диверсионные группы под командованием специалистов британского спецназа. Получившие под начало опытных контрактников, наемников «Грузинского легиона» и матерых нацбатовцев. Ушедших из Харькова в свежую «зеленку»
Именно диверсионными группами был уничтожен ключевой мост через Муром, их постоянно поддерживали плотным артиллерийским огнем из городских кварталов Харькова или лесополос в пригородах. «Кочующие батареи» САУ и РСЗО месяц нам портили кровь, а с появлением «зеленки» их эффективность увеличилась минимум вполовину. А чтобы «перемога» состоялась быстрее, в город доставили сотни разведывательных и ударных беспилотников из Киева и Западенщины.
Сейчас идет напряженное противостояние, не общевойсковое сражение. Возвышенности, овраги, густой лес, многочисленные посадки, окружающие широкие поля, крупные водохранилища, водоемы и пруды. Сеть автодорог местного значения, государственные автомагистрали, паутина грунтовок и множество деревень-поселков. Чтобы прочесать это великолепие украинской природы, перекрыть каждую тропку, зачистить каждую посадку … потребуется половина сил Спецоперации Z. Именно этого добивается противник, терпящий катастрофу в Попасной и Северодонецке, закрываемый в три котла на Донбассе.
Всем советую успокоиться. Не толкать Армию в спину паническими призывами о помощи. Она занята делом, на харьковском направлении контролирует всё, что необходимо: господствующие высоты, важные тактические узлы и нитки коммуникаций. А занятие-оставление сел … это пища для пропаганды Арестовича, не относящейся к реальной боевой обстановке. Ландшафт ТВД таков, даже ВСУ эти пункты не занимают полноценно. Угодить под «огневой вал» или ударные вертолеты дурных нэма. А болтать в соцсетях о «перемоге» … усмехнемся и потерпим.
Полностью отмахиваться от проблем обстрелов и даже возможности захода на нашу территорию диверсионных и маневренных групп … тоже преступно. Поскольку боевые действия, пусть локальные и малой интенсивности, подобрались на 20-30 километров к государственной границе. Но, с точки зрения военной стратегии … прости уж, впечатлительные люди – их прекращение зависит от продуманных действий наших войск по уничтожению донбасской группировки ВСУ.
Поэтому паниковать, тыкать пальцами на имеющиеся тыловые промахи и упущения структур безопасности, кричать снова «все пропало» – непродуктивно, неуместно и глупо. Тем более выступать с умопомрачительными инициативами о создании стихийных частей ополчения под лозунгами «Грудью встанем на защиту Белгородчины и Курщины». Оставьте дело профессионалам.
Проблема очевидного терроризма Украины есть, она решается. Заканчивая, хочу напомнить о поговорке английских летчиков в страшные дни «Битвы за Британию» в 1940-ом. Ни они, ни население островов не понимали действий собственного командования истребительной авиации, яростно его критиковали. Но вскоре выработали простую формулу отношения к проблеме и собственным страхам:
Оставим стратегию тем, кто в ней ни черта не смыслит. Но мы каким-то образом побеждаем
Views: 3